"Никакие законы не победят коррупцию, пока мы не добьемся морального отрицания коррупции и людей коррумпированных большинством гражданского общества. Законы в борьбе с коррупцией малоэффективны"
Сейчас 12 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
С XVI века Сингапур был частью султаната Джохор, торговой зоной с разрешением иммиграции, колонией Британской империи, японской территорией, самоуправляемым государством в составе Британской империи и частью Малайской федерации. К моменту получения независимости в 1965 году это была бедная страна с преимущественно необразованным населением, непродуманным запутанным законодательством, отсутствием каких-либо природных ресурсов и всепроникающей коррупцией. В наше время это высокоразвитое государство с самой высокой в мире зарплатой у судей и чиновников – и отсутствием коррупционеров. Как же стала возможной такая изумительная метаморфоза?
В начале второй половины XX века плачевное положение страны было очевидным, и государство приняло решение в корне изменить ситуацию. Наивысший приоритет получили привлечение инвесторов, повышение доверия к государству и искоренение коррупции. Многое для воплощение этих планов сделал на тот момент премьер-министр Ли Куан Ю и его партия «Народное действие». Что многих удивляет, не было ни массовых репрессий, ни расстрелов, как в Китае.
Уже в 1960 году были начаты изменения действующего законодательства, принят закон о предотвращении коррупции. Основным принципом, отличающим этот закон от стандартных – презумпция виновности чиновника. Теперь, если на должностное лицо падало подозрение в получении «коррупционного вознаграждения», как была названа взятка, этот человек считался по умолчанию виновным и должен был защищаться. Взятка без отягчающих обстоятельств карается тюремным сроком до 5 лет или штрафом до 100.000 долларов – или и тем, и другим. Это касается и преступлений, совершённых за пределами Сингапура. Незаконны любые неофициальные или не необходимые связи между чиновником и любыми лицами, имеющими с ним какие-то формальные отношения, вплоть до запрета на ведение дела на чужой территории или встречи в публичных местах. Чиновники обязаны декларировать все личные ценности, в том числе имущество жены и детей, а при необходимости могут быть проверены друзья и соседи. Всё это и множество других запретов и правил, конечно, не может функционировать без надзора и контроля, тщательного, беспристрастного и строгого. Для этого в Сингапуре существует Бюро по расследованию случаев коррупции.
Этот орган был создан ещё во время британской власти, но реальную власть получил только в 1960 году. Бюро по расследованию случаев коррупции – особый правительственный орган, существующий для выявления и преследования коррупции на всех уровнях. Полномочия его огромны. Бюро может начинать расследование против коррупционера и всех, кто с ним хоть как-то связан; может проверять любую конфиденциальную информацию, так или иначе связанную с возможным фактом коррупции: чьи-то заявления, подозрительно быстрое продвижение в делах, несоответствие доходов и налогов или доходов и фактического благополучия... Исключений нет ни для высших чинов, ни для их родственников, на для людей с незапятнанной репутацией – ни для кого. Результат работы Бюро таков, что на протяжении вот уже нескольких десятилетий он внушает страх всем хоть сколько-либо нечистым на руку сингапурцам, выступая в роли вездесущего всёслышащего наблюдателя, от которого невозможно укрыться и которого невозможно подкупить.
В своеобразном союзе с Бюро по расследованию случаев коррупции работают и независимые СМИ. И если кто-то из чиновников позволил себе ступить на кривую дорожку, информация об этот моментально попадёт в самые разные издания, обеспечив делу гласность, а проштрафившемуся государственному деятелю – позор на всю страну.
Конечно, есть и превентивные меры. Кроме страха перед всевидящим Бюро на жителей воздействуют регулярные лекции и тренинги, посвящённые тому, как не попасть в незаконную схему случайно; о последствиях каждый знает и без того. Вместе с комплексом других самых разнообразных действий очень редкий житель Сингапура решится на то, чтобы переступить закон; зачастую это оказывается просто-напросто невыгодно.
На достижение столь сказочных, как может показаться, результатов, стране площадью около 700км2 потребовалось немногим меньше полувека. Конечно, многие жители нашей страны надеются, что однажды и в России можно будет применить те же средства и получить тот же результат – но наша территория занимает больше 17млн км2, и коррупционные традиции освящены веками. Что не мешает ждать и верить: когда-то разрозненные попытки борьбы с коррупцией станут действительно единым порывом всей страны, и эта болезнь, наконец, наступит. А пока остаётся лишь не опускать руки и продолжать борьбу.