"Никакие законы не победят коррупцию, пока мы не добьемся морального отрицания коррупции и людей коррумпированных большинством гражданского общества. Законы в борьбе с коррупцией малоэффективны"
Сейчас 10 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Существует мнение, что всеохватывающей коррупции в нашей стране мы обязаны Византии. Именно оттуда ещё в IX веке была заимствована система, названная «кормлениями»: глава государства отправляет своих представителей в провинции, наделяя огромными полномочиями и не выдавая из казны оплаты, т.к. предполагалось обеспечение средствами населения. Естественно, заинтересованное население щедро одаривало тех, от кого зависела их судьба. В итоге в сознании как верхов, так и низов прочно закрепилось понимание: любое обращение к сановному лицу должно быть подкреплено чем-то материальным, ценным. В чём-то это имело смысл, т.к. иначе чиновнику просто не на что было существовать, но в итоге привело к прекрасно нам известной ситуации.
Земля любит навоз, лошадь – овес, а дьяк – принос.
Пословица
Постепенно к положению дел все привыкали и, конечно, начинали всё активнее использовать его в своих целях. В XIV веке ситуация была уже настолько остра, что пришлось вводить в законодательство понятие взятки или, по терминологии того времени, посула: «А тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику» (статья 4 Псковской Судной грамоты 1397 года). Обычное кормление, не приносившее, в принципе, вреда, трансформировалось в сочетание мздоимства и лихоимства. Мздоимством назывались совершённые за плату действия чиновника, не нарушавшие закон (обычно речь шла о его прямых обязанностях), это было естественным положением дел и никого не смущало. А вот лихоимством назывались незаконные действия, возможные благодаря статусу и спровоцированные посулом. К XV веку уже уверенно можно было говорить о коррупции, укоренившейся и процветавшей. Речь о посулах идёт в Новгородской Судной грамоте 1471 года и в Судебнике 1497 года: судебным приставам запрещалось брать посулы для себя и для судей. Растущий произвол не мог не беспокоить власть: в законодательство вводились изменения, стали выдаваться «кормленные» грамоты, определяющие приемлемое количество доходов от населения, на рубеже XV-XVI веков проводился перевод кормления «натурой» в систему денежных отчислений. В итоге этих изменений во время земской реформы 1555-1556 годов вышел указ об отмене кормлений, хотя о результативности мы можем судить и сейчас.
Коррупция процветала, развивалась, несмотря на ужесточения законов. Бытовавшую до этого порку за лихоимство Иван Грозный заменил на смертную казнь – но взяточников не останавливало и это. В Соборном уложении 1649 года были отражены новые варианты преступления: утайка пошлин при регистрации дел, подлог при переписке судебного дела, притеснение населения. Примерно в это время появилось и вымогательство.
Лучше всего система взяточничества сказалась на воеводах XVI-XVII веков; за время службы они собирали с народа столько, что срок их службы был сокращён до двух лет, а у возвращавшегося с долгой службы воеводы накопленное богатство досматривали и частично отбирали в пользу казны: настолько оно было непомерно. Произвол и наглость коррупционеров привёл в Москве к бунту 1648 года. Этот бунт был первым и последним успешным бунтом против взяточников в истории нашей страны: толпе были выданы два высокопоставленных коррупционера – глава Земского приказа Плещеев и его шурин глава Пушкарского приказа Траханиотов. Наказывали взяточников и без участия народа: князь Алексей Кропоткин и дьяк Иван Семенов были прилюдно биты кнутом за несправедливо взятые посулы.
Среди попыток сдержать разгул коррупции перспективной можно было назвать создание Алексеем I Тайного приказа, собранного только из дьяков из подьячих; цель учреждения была проста: централизация контроля за государством в обход бояр, что в том числе лишало бы их подношений от народа. Увы, приказ тайны дел был закрыт вскоре после смерти основавшего его царя.
Перенятый у Византии путь был приемлемым, хотя и далеко не лучшим, для молодого и бедного государства Российского. Увы, он положил начало традиции, наносящей огромный вред стране вот уже семь веков..