"Никакие законы не победят коррупцию, пока мы не добьемся морального отрицания коррупции и людей коррумпированных большинством гражданского общества. Законы в борьбе с коррупцией малоэффективны"
Сейчас 6 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Институт законодательства подготовил альтернативу 20-й статье Конвенции ООН по противодействию коррупции — развитие механизма гражданской конфискации.
Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ (ИЗиСП) предложит президенту свой вариант реформы системы борьбы с коррупцией, сообщают «Известия». Альтернатива не принятой Россией статье 20 Конвенции ООН по противодействию коррупции будет представлена 24 апреля. Реформа позволит сместить акценты в борьбе с коррупцией с преследования самих коррупционеров на преследование их незаконно приобретенного имущества.
В ИЗиСП считают, что к поиску коррупционного имущества нужно системно подключить ФСБ, МВД, прокуратуру, Росфинмониторинг и Федеральную службу судебных приставов (ФССП), а управление конфискованными активами предполагается доверить Росимуществу. В перспективе механизм гражданской конфискации позволит преследовать имущество, законность происхождения которого не может быть доказана, даже если оно оформлено на родственников и друзей коррупционера.
В феврале 2015 года рабочая группа Открытого правительства отвергла идею Фонда борьбы с коррупцией о ратификации 20-й статьи Конвенции ООН, согласно которой должностное лицо, активы которого превышают его законные доходы, подпадает под статью о незаконном обогащении. В Открытом правительстве пояснили, что это противоречит презумпции невиновности. Однако Фонд борьбы с коррупцией собрал 100 тысяч подписей на сайте «Российской общественной инициативы» за то, чтобы Россия ратифицировала 20-ю статью и ввела в УК РФ статью «Незаконное обогащение».
— В большинстве западных стран смещается акцент с преследования лица на преследование имущества, — отметил завотделом правовых проблем противодействия коррупции ИЗиСП Артем Цирин. — Этот момент начал находить отражение и в нашем законодательстве в тот момент, когда был принят закон о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности.
Юрист напомнил, что с ноября 2013 года суд, руководствуясь Гражданским кодексом, вправе обратить в доход государства имущество чиновников в случае, если не представлены доказательства его приобретения на законные доходы. Однако этот мощный гражданско-правовой механизм пока не применяется на практике.
По словам Цирина, правовой базой для гражданской конфискации является также ст. 17 закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» — по ней прокуроры при получении соответствующих материалов обращаются в суд с заявлением об обращении в РФ имущества чиновников, которые не могут доказать приобретение активов на законные доходы.
Впрочем, главный юрист российского отделения Transparency International Денис Примаков считает, что предложение ИЗиСП является полумерой, так как статья Конвенции ООН по противодействию коррупции предполагает уголовное преследование, а в случае гражданской конфискации против самого чиновника никаких мер принято не будет. Тем не менее, по словам юриста, если механизм будет работать правильно, данная инициатива принесет пользу.