"Никакие законы не победят коррупцию, пока мы не добьемся морального отрицания коррупции и людей коррумпированных большинством гражданского общества. Законы в борьбе с коррупцией малоэффективны"
Сейчас 7 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Главным поводом для беспокойства у представителей среднего класса в России в четвертом квартале 2016 года стала коррупция, в то же время опасения по поводу инфляции оказались рекордно низкими, говорится в пресс-релизе Sberbank CIB.
Sberbank Investment Research, аналитический департамент Sberbank CIB, опубликовал 18-й выпуск обзора потребительской уверенности россиян – "Потребительский индекс Иванова". Условный "Иванов" в обзоре является типичным представителем российского среднего класса. Обзор основан на итогах опроса 2,3 тысячи граждан в возрасте 18–65 лет, проживающих в 164 городах с населением более 100 тысяч человек. Погрешность оценок — ниже 2%.
"После замедления индекса потребительских цен России, беспокойство по поводу инфляции стало рекордно низким — в четвертом квартале 2016 года его отметили 53% респондентов. Коррупция, в свою очередь, стала основной проблемой для беспокойства (59%, на 2 процентных пунктов больше, чем в третьем квартале, и на 5 процентных пунктов – чем годом ранее), установив максимум за последние два года", — пишут авторы исследования.
По данным исследования, безработица занимает второе место, эту проблему отметили 51%, что на 1 процентный пункт больше по сравнению с предыдущим кварталом. Вместе с тем, только 20% респондентов были обеспокоены обменным курсом рубля, что на 1 процентный пункт превышает уровень предыдущего квартала.
Индекс уверенности
Индекс потребительской уверенности, который укрепляется с четвертого квартала 2015 года, немного опустился в четвертом квартале 2016 года до минус 16% с минус 15% в третьем квартале 2016 года, указывается в сообщении Sberbank CIB. Хотя это значительно выше минус 24%, наблюдаемых в четвертом квартале 2015 года и четвертом квартале 2014 года, индекс находится ниже докризисного уровня (минус 9% в среднем за 2013 год).
Авторы исследования отмечают некоторое поквартальное снижение всех компонентов индекса за исключением оценки перспектив личного благосостояния, которая осталась на уровне 3% в прошлом квартале. "Оценка национального благосостояния за последние 12 месяцев снизилась до минус 27% (с минус 25% в третьем квартале 2016 года, лучшего значения за последние два года). Оценка перспектив национального богатства на следующие 12 месяцев уменьшилась с минус 5% до минус 6% в четвертом квартале 2016 года. Это было отражено в значительном увеличении доли тех, кого больше всего беспокоит экономический рост страны", — говорится в исследовании.
Рост зарплаты
В исследовании отмечается, что прирост заработной платы составил 0,8% в четвертом квартале 2016 года, что сильно отличается от 10,2%, отмеченных в государственной статистике. С начала года у 28% "Ивановых" заработная плата была повышена или индексирована на 6,1%, то есть в среднем по выборке повышение составляет 1,7%.
"При увеличении заработной платы "Ивановы" предполагают тратить только 19% прибавки на продукты питания (по сравнению с текущими 37% дохода, которые тратятся на продукты питания), 14% – на одежду и товары для дома (против текущих 16%), а 11% – откладывать (сейчас доля сбережений составляет лишь 7%)", — пишут авторы исследования.
Доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, сократилась с 7,4% в третьем квартале 2016 года до 7% в прошлом квартале, указывает Sberbank CIB. "Вероятно, уменьшение реальной заработной платы и располагаемых доходов населения негативно сказывается на уровне сбережений", — полагают эксперты.
Чувствительные "Ивановы"
В исследовании отмечается, что доля "Ивановых", чувствительных к уровню цен, уменьшилась с рекордных 77% во втором квартале 2016 года и 76% в третьем квартале 2016 года до 75%, но остается довольно высокой. В то же время, наблюдалось снижение интенсивности промоакций, реализуемых розничными сетями, за исключением "Магнита".
При этом доля потребителей, которые посещают магазины только ради промоакций, снизилась с исторического максимума 47%, достигнутого во втором квартале 2016 года, до 44% в третьем квартале 2016 года и осталась такой же в прошлом квартале. Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, увеличилась до 71% против 68% в предыдущем квартале.
Слабые предпраздничные продажи, отмеченные в ранее опубликованной государственной статистике, были подтверждены в ходе исследования Sberbank CIB: затраты на продукты питания для празднования Нового года снизились на 4% по сравнению с прошлым годом. Тем не менее это отчасти компенсируется тем, что 96% респондентов остались дома на праздниках (92% в 2015 году и 86% в 2014 году), то есть валовой объем остался относительно стабильным, отмечают аналитики.